Кто не знает, что китайская философия и мировоззрение основаны на понятиях Инь и Ян? Даже если и встретится несведущий человек, то вам понадобится всего лишь несколько минут, чтобы объяснить ему смысл этих терминов. Инь — расслабление, пасивность или женское начало, Ян — напряжение, активность и начало мужское. А то, что расслабление постоянно чередуется с напряжением, будет понятно даже самому неискушенному в философии собеседнику. Разве это не удивительно? Для постижения Платона, Канта, Гегеля необходимы десятки лет и доступно это не всем. Понимание законов Ньютона тоже требует определенной работы. Однако то, что открылось когда-то китайским мудрецам, понятно всем без исключения и даже является чем-то само собой разумеющимся. В Инь и Ян скрыт гораздо более значимый смысл. Ян — случайность и непредсказуемость, а Инь — предопределенность и закономерность.
Первая триграмма состоит из трех сплошных черт, символизирующих Ян, и называется Творчество. Что неудивительно, ведь настоящее творчество непредсказуемо.
А вторая состоит из трех прерванных черт, обозначающих Инь. Данная триграмма носит название Исполнение. В ней все предопределено и закономерно. Все будет исполнено, как надлежит и нет никаких случайностей — все предсказуемо.
Случайность и закономерность управляют всем. Но ни то, ни другое не являются чем-то обыденным. При более подробном изучении, которым на протяжении веков занималась и западная и восточная философии, оказывается, что в основе закономерности не могут лежать объективные, не зависящие от сознания, причины. То же самое, и даже в большей мере, можно сказать и о случайности. И то и другое порождаются сознанием. Случайность — это отражение в нашем мире непостижимого абсолюта — Дао, тогда как закономерность — наполнитель, позволяющий более полно «представить» эти отражения.
В трактатах часто упоминается, что совершенно мудрый муж должен научиться различать Инь от Ян во всех жизненных проявлениях. И, конечно, это не может быть банальным различением фаз напряжения и расслабления, активности и пассивности. Фактически же речь здесь идет о том, что следует обнаруживать все проявления Абсолюта, отделяя их от «наполнителя». Чем больше случайности и неопределенности, тем сильнее влияние Ян, тем значительней проявления Дао. Поэтому образом триграммы Творчество, состоящей только из линий Ян, является Небо. Тогда как Земля служит образом для триграммы Исполнение.
Гексаграммы Книги Перемен состоят из двух триграмм. Нижняя характеризует внутренний мир, верхняя — внешний. Например, в гексаграмме Расцвет нижняя триграмма — Творчество, а верхняя — Исполнение.
В этой ситуации, очень обобщенно, можно сказать, что все ваши творческие порывы реализуются во внешнем. Обратную картину наблюдаем в гексаграмме Упадок, где триграммы поменялись местами.
Теперь внешний мир стал непредсказуем, тогда как внутри вас уже нет места для творчества. Все ваши действия предопределены и являются механическими реакциями на непредсказуемо изменяющуюся внешнюю среду. Можно представить себе стихийное бедствие, заставляющее людей совершать заранее определенные действия, и если не остается сил на творческие решения, то эти люди обречены стать игрушкой природных сил. Это Упадок.
Если случайность, с точки зрения китайской философии, — ворота в абсолют, то совсем неудивительно уважительное отношение к гадательной практике в древнем Китае. Сама Книга Перемен является мантическим текстом, предназначенным для гадания на тысячелистнике. Технология этого способа гадания, такова, что на результат влияет как случайность, так и закономерность, в результате чего из сплошных (Ян) и прерванных (Инь) линий строится гексаграмма. После чего зачитывается соответствующий ей текст Книги Перемен.
Швец Р. А. Книга Перемен. Современное толкование